Рекомендации педагогам

Рекомендации педагогам дополнительного образования по организации образовательно-туристской деятельности

В настоящее время значительно расширился спектр возможного использования разнообразных средств и форм обучения. Современная система образования интенсивно развивается. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, интегрируются с новыми, благодаря чему появляются обновленные технологии. К подобным технологиям можно отнести образовательный туризм.
При соединениях таких понятий как «туризм», где одним из важных критериев является выезд, перемещение в место, находящиеся за пределами ежедневной среды обитания и «образовательная деятельность», где главными субъектами являются обучающиеся и их родители, педагоги. Их деятельность связана с решением образовательных целей и в первую очередь повышении мотивации и формированием планируемых результатов.
Под образовательным туризмом понимается получение образования, решение каких-либо образовательных задач за пределами своей образовательной среды, который связан с выездом, выходом в другое место.
Педагоги при активном участии учащихся разрабатывают образовательные маршруты, которые они совершают в рамках своего города, области, а также в другие регионы страны.

Модель разработки образовательного маршрута

 

На первом этапе проходит изучение потребностей обучающихся и определение индивидуальных образовательных маршрутов.
На следующем этапе идет подготовка заданий, сбор информации.
На следующим шагом становится либо экскурсия, либо экспедиция, поход, во время которых выполняются задания.
На завершающем этапе идет оформление результатов и внедрение их в образовательную деятельность.
Существует и другая сторона в данной модели при которой обучающиеся вместе с педагогами готовят экскурсии. Они собирают материал, подготавливают экспозиции, готовят экскурсоводов.
Образовательный туризм способствует:
-повышению познавательного интереса,
-практической реализации теоретических знаний, полученных в образовательной деятельности,
-развитию проектной деятельности.
-формированию образовательной мобильности (способность устанавливать с другими людьми, учиться в разных культурных средах).
Структура образовательного маршрута
1. Название маршрута «Архитектурные памятники города» и т.д.
• Технологическая карта образовательного маршрута
2. Указать объединение по интересам/раздел/тему, которому соответствует тематическая направленность, например, объединение по интересам «Мой родной край» /мой район, памятники города/
3. Карта или схема маршрута
4. Время прохождения маршрута
5. Инфраструктура маршрута
• информация о маршруте /пешеходный, автобусный и т.д./, транспортное расписание, особенности передвижения;
• адреса и телефоны пунктов размещения и питания;
• координаты организаторов маршрута
6. Справочная информация
• информация об авторах маршрута и экскурсоводах /если авторами или экскурсоводами являются обучающиеся, нужно указать отдельно - ФИО, класс/
7. Описание объектов
• описание основных объектов на маршруте с фотографиями и ссылками на Интернет-ресурсы, которые дают возможность получить необходимую информацию для выполнения заданий:
• Темы
• Занятия, промыслы, традиции
• Происхождение названий, легенды, связанные с названием и т.д.
• События в истории, связанные с объектом изучения
• Литература и искусство
• Природные объекты (легенды)
• Известные люди
• Карта
• Объекты в населенном пункте, связанные с темой
• Транспортные пути
8. Задания
Описание заданий на маршруте /например: задания, связанные с реализацией своего проект, исследовательские задания, дневники наблюдений, отзывы, эссе, творческие работы и т.д./
В ходе туристско-образовательной деятельности у обучающихся формируется их ту¬ристско-образовательная компетентность. Она предполагает способность обучающегося активно участвовать в учебном процессе, организованном в форме образовательного ту¬ризма, достигая искомого образовательного результата.