Профильное обучение

Организация профессиональной ориентации учащихся в условиях учреждений дополнительного образования

         Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью.

         Педагог дополнительного образования помогает учащимся осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей учащихся подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

         И в тоже время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Организация профессиональной ориентации учащихся в условиях учреждений дополнительного образования

Система дополнительного образования детей является преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.

Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Дополнительное образование детей создает для подрастающего поколения условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированная деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными и историческими памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира.

Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь: ищет смысл жизни и возможность быть. И, конечно, с открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования расширяется и увеличивается пространство жизнедеятельности детей. Постепенно растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал; появляются новые ниши, в которых находят себя дети с различными интересами.

Профессиональная ориентация учащихся в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления:

1) информационно-просветительское

2) диагностическое

3) консультационное

4) обучающее

Информационно-просветительское направление.

Реализуя это направление, учреждения дополнительного образования готовят серию занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, представляет профессиональный мир в конкретно-наглядной форме, организовывают экскурсии на предприятия. Педагоги дополнительного образования привлекают внимание учащихся к тематическим выставкам, по их запросам подбирают необходимую литературу, учитывая возрастные и психологические особенности.

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Диагностическое направление.

Это направление реализуется через: самопознание, исследование учащимся своих качеств в контексте определенной профессии; оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств.

В развитии данного направления педагогам дополнительного образования можно использовать различные сборники тестов и анкет, помогающих определить уровень развития каких-то профессионально важных качеств. Грамотно провести тестирование по ним и дать компетентную рекомендацию может только специалист, но ничего плохого не будет, если учащийся в целях самопознания сам заполнит какую-нибудь анкету.

Если позволяет материально-техническая база, то в учреждении дополнительного образования может быть установлена одна из многочисленных компьютерных программ для определения возможного профессионального пути. Эти программы и большинство существующих тестов предназначены для ситуации, когда у учащегося есть какой-то определенный вариант выбора и он может более или менее адекватно оценить свои качества. А поскольку большая часть учащихся старшего возраста, – не говоря уж о более младших – психологически не готовы к профессиональному выбору, то и использование тестов для них представляет своеобразную игру.

Консультационное направление.

Подразумевает содействие выбору человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект.

Учреждения дополнительного образования, осуществляющие консультацию по профессиональному выбору, воспринимают саму ситуацию, как событие, направляющее жизнь человека в определенном русле

Учреждение дополнительного образования, в рамках консультационного направления, может предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии: профессиограмму, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.

Обучающее (или формирующее) направление.

 В русле этого направления учащийся воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения: анализировать мир профессий; анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора; владение стратегиями поиска работы и поиска путей профессиональной самореализации. То есть, на специально организованных занятиях педагог дополнительного образования обучает учащихся компетенции в области профессионального выбора как общей социальной компетенции. В рамках этого направления педагог дополнительного образования может проводить специальные личностно ориентированные занятия с объединением по интересам, направленные на активизацию личности учащегося в области профессионального самоопределения.

Основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования

         Для простоты и удобства все основные организационные принципы профориентационной работы педагога можно представить в виде таблицы. Чтобы лучше понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации этого принципа – не доводить принцип до крайности, не извращать его.

Основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования:

Ориентация учащихся на выбор профессии должна проходить на протяжении всего периода обучения, начиная с младшего возраста. В этом возрасте учащимся необходимо прививать любовь к труду с развитием и закреплением познавательных интересов учащихся.

         Первый этап профессиональной ориентации включает работу с учащимися 4–6 классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: выявление первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у учащихся; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при выборе учащимися-спортсменами профессионального жизненного пути.

         Для решения этих задач рекомендуется проведение занятий профессиональной ориентации на высоком методическом уровне; экскурсии на предприятия; обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о выборе профессии; беседы о значении выбора профессии и др.

         Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 4–6 классов может включать изучение личности учащегося; проведение бесед на тематику выбора профессии и др.

         Второй этап (7–8 классы) работы по профессиональной ориентации с учащимися решает следующие задачи: оказание помощи учащимся в поиске своего призвания; содействие учащимся в углубленном знакомстве с будущей профессией; формирование профессионального идеала, правильной самооценки.

         Это достигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч с выпускниками; шефской помощью в работе с младшими учащимися; изучение специальной литературы по избранной профессии, тестирование.

         Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 7–8 классов предусматривает изучение личности учащегося, его интересов и способностей, а также склонности к определенной деятельности.

         Третий этап (9–10–11 классы) – это этап профессионального самоопределения учащихся. На данной этапе решаются следующие задачи: организация практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей.

         Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; тематические конкурсы по «защите» будущей профессии, деловые игры, презентации, проведение тематических бесед «Моя будущая профессия».

         Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Педагог дополнительного образования помогает учащимся осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей учащихся подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии.

         И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

         Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

Беседа «Кем быть? Знакомим с профессией».

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сфера профессиональной деятельности

Образование

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда:основная деятельность педагога дополнительного образования связана с работой с детьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели:преобразующий.

Тип профессии по условиям труда:работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии:творческий; работа связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.

Описание профессии

Педагог дополнительного образования– высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся обучением детей в системе дополнительного образования.

Основная деятельность педагога дополнительного образованиясвязана с организацией обучения детей в учреждениях дополнительного образования.

К основным обязанностям работникаотносятся:

  • обучение по выбранным направлениям, с использованием наиболее эффективных форм, методов и средств обучения;
  • формирование у учащихся профессиональных умений и навыков;
  • подготовка учащихся к практической деятельности.

Педагог дополнительного образования должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

К профессионально важным качествам специалистаотносятся:

  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • развитый эстетический вкус;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе педагогом дополнительного образования, относятся:

  • нарушения слуха, речи, значительные нарушении зрения;
  • судороги, потери сознания;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • психические расстройства.

Специалист в данной области должен хорошо знать: педагогику, детскую и социальную психологию, дидактику, методики преподавания; возрастную и педагогическую психологию.

Педагог дополнительного образования должен уметь:

  • квалифицированно владеть теми знаниями и приемами, которым педагог обучает учащихся (техника пешеходного, велосипедного, водного туризма, ориентирование, скалолазание и др.);

Область применения:

         В настоящее время профессия педагога дополнительного образования чрезвычайно востребована: дома творчества, центры и станции туризма и краеведения, клубы ориентирования и скалолазания, секции спорта и туризма.

Профессиональная подготовка педагогов в высших учебных заведениях:

Белорусский государственный университет физической культуры