Туристско-краеведческая деятельность

 

 

ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК РЕСУРС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Сроки реализации: 2019-2024 гг.

1.АКТУАЛЬНОСТЬ. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души, трудолюбие и другие качества, присущие белорусскому народу.

Мы живем в очень сложное время, когда происходит переоценка жизненных ценностей. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа.

В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации об истории своей семьи и необходимых знаний об истории родного края. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить поисково-исследовательскую методику.

В нормативных документах, отражающих современные тенденции развития системы образования, особое внимание уделяется формированию личностных и нравственных качеств обучающегося. На современном этапе развития нашего общества, формирование духовно-нравственного и патриотического воспитания выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни. Воспитание духовной нравственности и патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в Беларуси гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовностью выполнить конституционный долг.

Несомненно, изучение своего края в контексте истории Беларуси решает многие задачи обучения.

Невозможно изучать государство, не опираясь на материалы, исторические факты, архивные данные местного значения. Краеведческая работа – это прежде всего развитие интереса учащихся к малой родине, проведение параллелей с историей страны, необходимость осознания сущности своей причастности, как личности, к истории и процессам преобразования в государстве.

На современном этапе использование традиционных, «кабинетных» методов нравственного, патриотического воспитания, применяемых в массовой практике общеобразовательных школ, как правило, желаемых, результатов не даёт. Скорее, наоборот, вызывает у учащихся скептицизм.

Результат налицо: недостаточный уровень сформированности гражданско-патриотической позиции учащихся, недостаток знаний по истории и культуре родного края. Практический опыт показывает, что воспитание начинается там, где подросток включается в серьёзное дело, которое требует полного напряжения его нравственных, умственных и физических сил.

Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, праздникам, обрядам, обычаям, то связь времён может прерваться. Ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родной страны, будет содействовать формированию и развитию у молодёжи чувства гордости за соотечественников и государство в целом.

Одной из самых результативных форм нравственного и патриотического воспитания является участие учащихся в краеведческой деятельности. Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой родине. Особое внимание в формировании личности обращается на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам, культуре и традициям.

Перед нами встала задача наладить плодотворное сотрудничество педагогических работников учреждений образований Слуцкого района по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей, посредством потенциала региона, изучения историко-культурных традиций малой родины. Патриотическое воспитание должно стать одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью.

Анализ воспитательной эффективности краеведения показал, что высоких результатов можно достигнуть только при том условии, когда воспитательная работа в краеведческой деятельности станет системой в учебно-воспитательном процессе. Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить восприятие учащимися исторического процесса. И причем, очень важно, чем ближе «объект» изучения, тем понятнее и привлекательнее он для ребят.

Инновационный проект «Потенциал региона как ресурс духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения» ориентирован на обновление структуры воспитания на основе обеспечения преемственности в сохранении общественных ценностей, истории страны и ее культуры; на создание модели духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся средствами краеведения в образовательно-воспитательном пространстве региона.

Проект «Потенциал региона как ресурс духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения» способствует повышению качества воспитательной и образовательной системы, которая строится на использовании традиционных методов с использованием инновационных технологий, что способствует новой модели образования и воспитания.

Запланированная нами экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательного ресурса наряду с традиционными.

Проектом определены цели, задачи совершенствования нравственного и патриотического воспитания; а также направления по созданию условий для формирования социально, духовно и граждански зрелой личности в процессе всестороннего изучения родного края.

Как сделать краеведение интересным и нужным нынешним учащимся? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов и применение новых форм, методов, технологий? Практика изучения истории родного края показала, что учащиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами, так и новыми. Основными критериями отбора материала является следующее: научная достоверность, типичность для данной местности, доступность, выразительность и убедительность материала.

Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую, где в паре, на равных условиях должны работать учащийся и учитель. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, учитель же становится направляющей стороной. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы ребята получают лишь часть знаний, тонкости учащиеся находят самостоятельно, для этого необходимо найти такие источники получения знаний, которые будут интересны каждой из сторон учебного процесса.

Таким источником может стать поисково-исследовательская работа, компьютерные технологии.

Научно-исследовательская работа является наиболее продуктивным методом изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно- исследовательская работа -это не только теоретическая, а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить.

Как же сделать краеведческую, поисково-исследовательская работу в учреждениях образования более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении.

Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе по систематизации материала и разработки мультимедийной продукции на основе краеведческого материала региона.

Одним из условий успешного решения данной проблемы является активизация краеведческой деятельности в учреждениях образования Слуцкого района, развитие социального партнерства и систематизация материала «Малая Родина». Это вызвано необходимостью систематизировать накопленный материал с целью дальнейшего более детального изучения участниками образовательного процесса своей местности, историко-культурных традиций, жизненного творческого пути людях, которые жили и живут здесь, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины - деревни, города, края, в котором живешь, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест, при общении с людьми старшего поколения.

Работа над проектом будет способствовать развитию творческого потенциала, познавательного интереса, любознательности у учащихся к тому - кто их предки, каковы их корни, традиции и обычаи, т.е. к историческому и культурному наследию родного края, воспитывать гражданственность, чувство гордости за свою малую и большую Родину, патриотизм. Патриотизм в хорошем настоящем понимании этого слова. Это когда современные учащиеся не просто говорят красивые слова о родной земле, но и по-настоящему любят ее и пытаются оказать ей посильную помощь.

2.КАДРОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Участники проекта

• Руководитель проекта – Бутько Татьяна Алексеевна, методист, педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма»

• Ответственные координаторы проекта – Паздерин Владимир Андреевич, директор ГУ «Слуцкий центр туризма»; Ленько Анна Ивановна, заместитель директора ГУ «Слуцкий центр туризма»;

• Исполнители проекта – педагоги дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма»:

 

• Соисполнители проекта — педагогические работники учреждений общего среднего образования Слуцкого района, руководители школьных музеев, родительская общественность.

• Консультанты проекта – работники библиотеки ГУ «Слуцкая районная центральная библиотека, ГУ «Слуцкий краеведческий музей», Учреждение «Зональный государственный архив в г. Слуцке», руководители школьных музеев.

Учащиеся учреждений образования Слуцкого района 5-11 классов, педагогические работники учреждений образования, кружковцы ГУ «Слуцкий центр туризма», их родители, педагоги дополнительного образования                           ГУ «Слуцкий центр туризма».

Материально-техническое обеспечение проекта:

·материально-технические ресурсы (здание Слуцкого центра туризма и имеющиеся звуковая и мультимедийная аппаратура, музыкальные инструменты, фильмо-, фото- и аудиотека, наглядные пособия: репродукции картин, книги, иллюстрации, презентации);

·дополнительная и методическая литература, программно-методические материалы;

·медиаресурсы: интернет, программный пакет Microsoft Office, Corel Draw, Компас - 3D, софты по компьютерной графике и др (получение необходимой информации по теме проекта, создание странички любителей истории, размещение рекламы по проведению мероприятий и др.);

·финансовые ресурсы (финансирование по реализации данного проекта осуществляется из бюджетных и других источников в соответствии с действующим законодательством).

3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель:

формирование у учащихся основ патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного образовательного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.

Задачи:

  • Создать краеведческий образовательный инновационный ресурс для духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения.
  • Формировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему малой родины.
  • Воспитать чувство патриотизмаи гордости за прошлое и настоящее своей малой Родины.
  • Организовать поисково-исследовательскую работу по созданию предметно-развивающей среды в учреждении образования.
  • Освоить новые формы поиска, обработки и анализа информации.
  • Развивать навыки коммуникативного общения участников образовательного процесса.
  • Вовлекать родительскую общественность и социум в творческую деятельность учащихся, укреплять межпоколенческие связи внутри семей.
  • Обеспечить внедрение современных информационных технологий на сайт центра туризма.
  • Активизировать работу по расширению методического поля за счет использования интернет-технологий, созданиякраеведческих материалов.
  • Обновить содержание методической литературы.
  • Организовать просветительскую работу в образовательных учреждениях (краеведческие конференции, слеты, лектории, интеллектуальные игры, фестивали учебных проектов, презентации, вернисажи и т. д.)
  • Создать информационные материалы: «Наследие Слуцкого района.  История и современность», «Экскурсионные маршруты», «Топонимика Слуцкого края» и т.д.
  • Составить календарь на текущий и будущий годы с памятными датами.
  • открыть web-страницу на сайте центра туризма.
  • Составить карту: «Достопримечательности Слуцкого района: история и современность», «Звездочка на карте района».
  • Разработать буклеты, видеофильм с экскурсионными программами «Прогулки по  Слуцкому району: виртуальные и вполне реальные».

4.МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И СПОСОБ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Инновационная модель (она же универсальная, способная и деятельностная) ориентирует педагогический процесс на развитие способности личности, на учет индивидуальных особенностей учащихся путем их согласо­ванной или совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с целями образования. При этом важнейшей задачей обучения становится не ТОЛЬКО усвоение конкретной информации, но также овладение способами мышления и деятельности, развитие способностей и творческого потенциала личности, формирование патриотизма, духовно-нравственных качеств. Способ реализации содержания образования в этой модели называется деятельностным подходом.

В основе модели будущего образовательного процесса лежит личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка.

Цель такого обучения – развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов, т.е. личностное становление ребенка, обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности.

Главная обязанность педагога – организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обучаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершен­ствования. В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Обучение реализуется в совместной деятельности, в сотрудничестве учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития, в котором педагог-помощник, советчик, старший друг, в совместном планировании и организации деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров; в разделении ответственности за результаты учебно-воспитательного процесса между учеником и учителем с высоким уровнем мотивации участников педагогического процесса в комфортной образовательной и психолого-педагогической среде для всех участников целостного педагогического процесса.

Необходимо учесть, что любая модель обучения, в том числе и такая прогрессивная, как личностно-ориентированная, исследуется учеными, а реализуется, претворяется в жизнь педагогом в конкретном учреждении в процессе взаимодействия с воспитанниками. Педагог – главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе.

Модель будущего образовательного процесса предполагает функционирование в режиме развития: ученик учится сам, в своей собственной деятельности, а учитель помимо информативной функции выполняет рефлексивное управление, осуществляя мотивацию, организацию, координацию, консультирование, контроль и коррекцию деятельности учащегося.

 

Новая модель образовательного процесса включает в себя:

  • научно-практические конференции,
  • краеведческие экспедиции, слеты
  • практики,
  • интеллектуальные игры, квесты и т.д.

Предполагает:

  1. Объединение всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учащихся, родителей и представителей внешнего социума.
  2. Непрерывность образовательного процесса через взаимодействие всех степеней обучения.
  • Изучение, использование и транслирование современных педагогических технологий.

Предполагаемый результат проекта:

  • духовно-нравственное развитие и становление личности;
  • привитие подрастающему поколению чувства любви к Родине, уважения и почитания её традиций и обычаев;
  • воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с малой родины;
  • осознание учащимися своей роли в жизни местного сообщества.
  • создание методического сборника об истории древнего города Слуцка и живущих в нем людей.
  • привлечение учащихся к распространению знаний по истории нашего края (создание виртуальных экскурсий, блогов, электронных игр и пособий и т.д.)
  • создание условий для развития способностей и интересов детей, их самореализации;
  • повышение качества воспитания и обучения через разнообразие форм и методов;
  • наполнение содержания работы гражданско-патриотической составляющей;
  • познавательный интерес к исследовательской деятельности;
  • развитие у детей наблюдательности, творческой активности, сплочённости коллектива.

Мониторинг проектной деятельности проводится по окончании каждого этапа реализации проекта. В процессе мониторинга

- изучаются и анализируются предпочтения молодежи путем анкетирования и участия в мероприятиях;

- исследуется динамика интереса учащихся к различным пластам истории, культуры родного края;

- прогнозируется результативность творческой деятельности молодежи в рамках исследования истории малой родины.