Туристско-спортивная деятельность

«Организация оздоровительно-

познавательной деятельности

средствами туризма в передвижном

туристско-оздоровительном

лагере палаточного типа»

Сроки реализации: 2019 - 2020, 2020 - 2021, 2021 - 2022 учебный год

 

Актуальность педагогического проекта

В современном, быстро меняющемся мире востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Одной из важнейших задач педагогики на современном этапе развития общества является развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, формирование гармоничной, всесторонне развитой, полезной для общества личности.

Изменения в современном обществе, события наряду с определенным прогрессом несут в себе опасность серьезных негативных явлений в среде подрастающего поколения. Усиливаются тенденции бездуховности, нестабильности жизни; разрушаются привычные устои жизни, нравственные ориентиры; усиливаются социальные и экологические катаклизмы. Среди подрастающего поколения заметен рост вандализма, жестокости, преступности, наркомании. Эти проблемы очень актуальны в настоящее время и вызывают особую озабоченность в государстве и обществе.

Детский туризм – это средство гармоничного развития детей и подростков, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности.

В туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, гражданско-патриотическая и интернациональная.

Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Данный вид спорта воспитывает лучшие черты характера: дисциплинированность, самодеятельность, ответственность, инициативность, трудолюбие, коллективизм, честность, самоотверженность. Туризм способствует формированию коллектива и установлению настоящего братства среди подростков. Неоценимо значение туризма в плане экологического воспитания: он расширяет кругозор детей, обогащает их духовную жизнь, является средством познания красоты природы.

Положительно влияет туризм и на физическое развитие ребенка, закаляет организм, укрепляет мышцы, балансирует работу всего организма при неблагоприятном воздействии городской атмосферы.

Туристско-оздоровительный лагерь - эффективная форма обучения любому виду туризма. Возможности лагеря не ограничиваются только работой с новичками. Они позволяют успешно отрабатывать элементы сложной туристской техники. Для этого необходима правильная организация туристского лагеря.

Туристско-оздоровительный лагерь - школа туристской культуры. Осваивая начальные туристские навыки, элементы ориентирования, техники пешеходного туризма, навыки туристского быта, жизни в коллективе, и т.д., ребенок получает базовое образование, единое для всех видов туризма. Это очень важно в работе с учащимися, только начинающими приобщаться к азам туризма и краеведения. На базе качественной общетуристской подготовки учащийся более сознательно подходит в дальнейшем к выбору видовой туристской специализации.

Туристско-оздоровительный лагерь предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством воспитателя таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природной и социальной средой.

Кадровое и материально-техническое обеспечение

Участники проекта:

Учащиеся учреждений образования Слуцкого района 4 - 11 классов, учащиеся объединений по интересам ГУ «Слуцкий центр туризма» и их родители.

Ответственные:

1. Паздерин Владимир Андреевич – директор ГУ «Слуцкий центр туризма»;

2. Ленько Анна Ивановна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма»;

3. Дубровская Ирина Михайловна – заведующий отделом по основной деятельности, педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма».

Исполнители:

1. Щербицкая Ольга Сергеевна – методист ГУ «Слуцкий центр туризма», педагог дополнительного образования;

2. Кравченко Екатерина Александровна – педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма»;

3. Кравченко Дмитрий Михайлович - педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма»;

4. Хотько Елена Дмитриевна – педагог-организатор, педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма»;

5. Ивашень Евгений Валерьевич - педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма»;

6. Артюшкевич Елена Юрьевна - педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма»;

7. Неделько Алексей Васильевич - педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма»;

8. Кевра Анастасия Викторовна - педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма».

9. Андреева Е.В. - педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма».

10. Гук А.С. - педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма».

11. Крисковец Д.А. - педагог дополнительного образования ГУ «Слуцкий центр туризма».

Характеристика основных видов ресурсов при реализации данного проекта:

· человеческие ресурсы (общая координация деятельности по исполнению настоящего проекта и контроль над его реализацией обеспечивается ГУ «Слуцкий центр туризма» (директор Паздерин В.А.), непосредственно эта работа осуществляется туристско-спортивным отделом (Дубровская И.М.);

· материально-технические ресурсы (здание Слуцкого центра туризма и имеющиеся звуковая и мультимедийная аппаратура, фильмо-, фото - и аудиотека, туристско-спортивное снаряжение, наглядные пособия, презентации);

· интернет-ресурсы (получение необходимой информации по теме проекта, размещение рекламы по проведению мероприятий и др.);

· финансовые ресурсы (финансирование по реализации данного проекта осуществляется из бюджетных и других источников в соответствии с действующим законодательством).

Цель проекта:

- способствовать формированию гармоничной, всесторонне развитой, полезной для общества личности, воспитанию гражданственности и патриотизма через призму оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма в передвижном туристско-оздоровительном лагере палаточного типа.

Задачи:

- рассмотреть, изучить и описать оздоровительно-познавательную деятельность средствами туризма в передвижном туристско-оздоровительном лагере палаточного типа;

-развивать у учащихся познавательную самостоятельность и коммуникативные умения, творческую инициативу, умения осуществлять поиск и переработку информации, ставить цели, принимать решения; умение работать в группах, высказывать и отстаивать своё мнение, культуру взаимоотношений;

- способствовать формированию здорового образа жизни через общение с природой, альтернативой наркотикам и вредным привычкам;

-организовывать активный досуг и занятость, развивать культуру поведения на природе, бережное отношение к памятникам истории и культуры, практическое познание родного края;

-помогать в социальной адаптации в условиях туристского лагеря.

Основная идея

Досуг детей и свободное время – это две проблемы, которые тесно взаимосвязаны. Свободное время включает два вида взаимоотношений: восстановительный, то есть развлекательный, и активный, направленный на творческое развитие личности. Значит, досуг – необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни подрастающего поколения. Поэтому он всегда предстает в контексте реализации интересов личности, связанных с саморазвитием, самоорганизацией, общением, удовольствием, оздоровлением.

Детский туризм предоставляет уникальные возможности для решения целого комплекса таких задач. Ведь именно сочетание отдыха с приобретением новых знаний, умений и навыков, восприятие красоты окружающего мира, традиций, истории своего народа через процессы творчества, актуализацию лидерского потенциала дает то непередаваемое сочетание приятного и полезного, что охотно, без труда усваивается подрастающим поколением.

Проект «Организация оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма в передвижном туристско-оздоровительном лагере палаточного типа» в значительной мере поможет педагогам дополнительного образования научить детей азам туристкой деятельности, овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в туристских походах и экскурсиях, краеведческих и туристских мероприятиях, соревнованиях по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию, вовлечься в поисково-исследовательскую деятельность в рамках туристско-оздоровительного лагеря.

Проект поможет сделать любую деятельность в лагере более увлекательной, будет способствовать лучшему закреплению умений и навыков в разных видах туризма.

Предполагаемый результат проекта:

· формирование гармоничной, всесторонне развитой, полезной для общества личности

· формирование здорового образа жизни через общение с природой, альтернативой наркотикам и вредным привычкам;

· создание условий для развития способностей и интересов детей, их самореализации;

· повышение качества воспитания и обучения через организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма в передвижном туристско-оздоровительном лагере палаточного типа.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

реализации педагогического проекта

«Организация оздоровительно-познавательной деятельности

средствами туризма в передвижном туристско-оздоровительном

лагере палаточного типа» на 2019/2020 учебный год

 

Подготовительно-организационный этап

Задача: подготовка к реализации педагогического проекта.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.        

Семинар-тренинг по формированию

проектной творческой группы.

 

сентябрь

Паздерин В.А.

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

2.        

Семинар-практикум «Разработка педагогического

проекта, определение целей, задач проекта.

сентябрь

Паздерин В.А.

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

3.        

Круглый стол «Построение схем реализации,

определение направлений работы по

реализации педагогического проекта».

сентябрь

Паздерин В.А.

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

 

4.        

Беседы, консультации, мастер-класс

по формированию уровня готовности

педагогов к участию в реализации проекта.

октябрь

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

Щербицкая О.С.

5.        

Семинар «Мониторинг и обработка

результатов педагогической диагностики».

октябрь

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

Щербицкая О.С.

6.        

Родительское собрание «Всестороннее

воспитание

личности ребенка средствами туризма».

ноябрь

Паздерин В.А.

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

 

Практический этап

Задача: реализация педагогического проекта.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.             

Семинар-практикум

«Организация работы

творческих групп».

октябрь

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

 

2.               

Работа консультативного

пункта «Экстренная помощь».

 

постоянно

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

Щербицкая О.С.

3.               

Семинар-практикум «Подготовка

руководителей

степенных походов и

походов выходного дня»

октябрь

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

Щербицкая О.С.

4.               

Мастер-класс и

викторина «Юный ориентировщик»

октябрь

Дубровская И.М.

Кевра А.В.

5.                

Мастер-класс и

викторина «Начальные туристские навыки:

оказание первой доврачебной помощи»

ноябрь

 

Дубровская И.М.

Щербицкая О.С.

6.                

Мастер-класс «Начальные

туристские навыки:

«Туристский узел»

декабрь

Дубровская И.М.

 

7.                  

Учебно-тренировочные

занятия и мастер-класс

«Укладка рюкзака»

январь

Дубровская И.М.

Хотько Е.Д.

8.               

Мастер-класс по

туристско-прикладному многоборью

«Переправа»

 

январь

Дубровская И.М.

Неделько А.В.

9.                  

Мастер-класс по скалолазанию

«Юные скалолазы»

февраль

Дубровская И.М.

Кравченко Д.М.

10.             

Мастер-класс по

туристско-прикладному многоборью

«Самостраховка» (с элементами

наведения дистанций)

март

Дубровская И.М.

Неделько А.В.

11.             

Семинар-практикум и

презентация «Туристу о походе»

апрель

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

Артюшкевич Е.Ю.

12.           

Велопробег «Мы помним!»

в рамках велосоревнований

 

апрель

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

Щербицкая О.С.

 

13.           

Игра-тренинг «Мы в походе»

 

май

Дубровская И.М.

Артюшкевич Е.Ю.

14.           

Семинар-практикум «Подготовка

руководителей

категорийных и

многодневных походов»

май

 

Ленько А.И.,

Дубровская И.М.,

Кравченко Д.М.

15.           

Семинар-практикум «Положение

и программа

деятельности

туристско-оздоровительного лагеря

при ГУ «Слуцкий центр туризма»

май

Ленько А.И.,

Дубровская И.М.

16.          

Семинар-практикум и

презентация

«Воспитатель туристско-

оздоровительного

лагеря палаточного типа»

 

май

Дубровская И.М.

17.          

Передвижной туристско-

оздоровительный

лагерь палаточного типа

июнь-август

Дубровская И.М.

воспитатели лагеря

18.       

Туристские экспедиции, походы

постоянно

Ленько А.И.

Дубровская И.М.

Щербицкая О.С.